Из глубины веков ведет свою историю Здзитов
Спросят: “Откуда ты?”
Откуда ты родом?
И отвечу:
-- С полесской то равнины,
Которая с ледниковых времен
Породнена и с долей и с недолей
О, не зря она, моя страница,
И Белым озером глядит,
Как вечность.
И Черным озером глядит,
Как память.
Эти строки нашей землячки поэтессы Нины Матяш очень хорошо определяют местоположение нашей деревни, в живописном уголке Белорусского Полесья между трех озер: Черного с севера, Белого с запада и Споровского с юго-востока.
Есть несколько мнений относительно происхождения названия Здитово. Одна версия основывается на древности этого поселения Здитов -- опираясь на украинский язык, выражение “Здитов”, можно перевести “от дедов” -- древний.
Вторая версия связана с женским началом и вражеской аналогией. В германо-скандинавской мифологии и божество женского рода считалось помощником при родах; те, кто имел отношение к культам плодородия, назывались -- дисами.
По третьей версии название происходит от слова зодчий (строитель), в языке ванов “зади” -- строить. Отсюда Здитов – “стройка”. В языке ванов “зьд” – каменная стена. Может, город был обнесен каменной стеной.
Очень похоже название было тогда у современного города в Дятлове (Гродненской области) -- Здятел. Можно связать с названиями озера Джыдинне, что в 17 км от Здитово, и речки Дитва, что в Лидском районе. По указанным объектам проходили древние пути. Можно предполагать, что название села происходит от реки Дитва. Когда жителей деревни спрашивали, откуда они, те отвечали -- с Дитвы, отсюда и название -- Здитово.
У каждого из этих преданий есть, разумеется, своё основание для мнений и право на существование. Века минувшие оставили много загадок. Бесспорно одно -- старый Здитов на реке Ясельде является колыбелью всему славному Березовскому краю.
От седой древности в наследство людям этого населенного пункта остались любовь и привязанность к лесам, рекам и болотам с высокой травой, журавлям и жаворонкам, бескрайним просторам, большому количеству полей и сенокосов, урочищей с их неповторимыми вечными названиями.
Лыпныки, Княжная, Нывышчы, Исороки, Чырыдыны, Ныжув, Остэныца, Шэшнюв, Заволокы, Бовтынка, Черный луг, Чортова гребля, Гатки, Чали, Дворышчэ, Бырэськэ, Довге Полэ, Кошыль, Ямы, Гришин луг, Глынышчэ, их более 50 названий. Многое могли бы рассказать о населении этого края, ведь все они возникли не случайно.
Суровое неповторимое окружающее окружение (болота окружали со всех сторон) несомненно имели решающее влияние на жизнь и судьбы, на историю края.
Раньше болото считалось разносчиком болезней, местом существования всякой нечисти (об этом свидетельствуют многие поверья.).
Болота непроходимые, известные только местным жителям. Суровая и неповторимая среда обитания, с которым сроднились, сжились местные жители, создали эту великую силу родства, которая, несомненно, имеет решающее влияние на жизнь и судьбы, и в конце концов на историю края, люди пронесли через века и сохранили для потомков.
Наши предки знания о мире примеряли к себе, к своему опыту и поэтому наделяли человеческими особенностями как явления, так и предметы. Человек стремился символически упорядочить мир вокруг себя, определить роль и место каждой вещи. Так каждая вещь приобретала свои знаковые характеристики.
Мы находимся на подворье. Это место вокруг дома, где размещены хозяйственные постройки. В народной культуре двор -- это часть жилого освоенного человеком пространства. Вместе с тем двор “сталкивался” соседствовал с чужой территорией, поэтому, чтобы защитить себя и свою семью, двор обязательно обносили забором, тем самым ограждали “свое” от чужого. Двор со всеми его постройками был тем небольшим “царством”, где хозяйничала семья, назначив свои порядки и правила. Выражение “не ко двору пришлось” -- яркое тому свидетельство и подтверждение.
Двор необходимо было периодически осматривать. Если внимание хозяина привлекали необычные вещи, или вещи, которые до сих пор там не находились, это воспринималось как вредительство со стороны недоброжелателей. Например, если на дворе находили сухую ветку или кол, считалось, что тем самым хозяину и его хозяйству “желали”, чтобы все пришло в упадок, ничего не велось, не было прибыли.
Существовал ряд магических действий, с помощью которых они стремились предостеречь себя и свое хозяйство от проявлений нечистой силы.
В дни календарных праздников, на Крещение, двор и все постройки окропляли святой водой.
На Сретение выжигали громничной свечой кресты. В день празднования Спаса подворье осыпали освещенным маком.
На Купалье постройки обкладывали терном.
Вынос чего-то из двора также находился под пристальным вниманием. Считалось, что после рождения ребенка, отела коровы, категорически запрещалось отдавать что-либо со двора.
В отношении подворья необходимо было соблюдать несколько запретов. После захода солнца не выносить на двор мусор, выливать грязную воду, брать воду из колодца, ничего не отдавать и т. д.
В то же время при лечении многих болезней народные лекари ставили определенное условие: собрать по соломинке из девяти подворий.
Над порогом прибитая подкова. Повсеместно существует вера в необычные свойства лошадиной подковы. По поверьям наших предков, подкова символизировала счастье и успех, являя собой мощный оберег от дурного глаза и нечистой силы.
Обязательное условие -- подкову нужно найти на дороге.
Такое отношение к подкове могло быть вызвано тем, что ее форма напоминает арку. В каждом доме в красном углу был ручник, который покрывал иконы -- он напоминал собой арку.
Одна из причин, почему подкова стала символом счастья и удачи, была в том, что в прежние времена богатые люди подковы своим любимым рысакам делали не только из железа, но и из серебра, а бывало и из золота. Иногда, бывало, дорогие подковы терялись. А тот, кто находил такую подкову, становился богатым человеком.
Подкова имела и защитный характер. Считалось, что в дом, над порогом которой висит подкова, никогда не попадала нечистая сила.
Рыбаки в целях безопасности своего судна прибивали подкову на мачте.
Существовало следующее представление о магических свойствах подковы: если найденную на дороге подкову бросить через левое плечо и задумать желание, оно обязательно сбудется.
Вот вы переступили порог крестьянского дома. Порог символ границы между домом как освоенной территории и окружающим миром, между своим и чужим.
Далее попадаем в сени -- помещение перед жилой комнатой, которое и сейчас служит для хозяйственных целей.
Вот жернова, на которых мололи зерно на муку. Жернова -- устройство для помола зерен, ручная мельница. Состояли жернова из 2 каменных дисков диаметром 35-50 см, толщиной 10-13 см., поставленных в коробку или станок. Чтобы мука лучше сыпалась, поверхность нижнего камня делали немного выпуклой, а верхнего -- вогнутой, для лучшего размола зерна рабочая поверхность имела насечки. Верхний камень имел в середине отверстие для засыпки зерна, крепился, поднимался и опускался при помощи "павприцы" -- железной крестовины или пластины, которая крутилась на шпоне, закрепленном в нижнем камне. Камень приводился в движение при помощи длинной круглой трости, верхний конец которой вставлялся в балку или в отверстие специальной планки, прибитой к стене, а нижний-- в железную скобу на краю верхнего камня.
Здесь находятся кувшины, горшочки, горшки, корзинки. Они различных размеров с крышками для хранения сухого мяса, сыров, колбас. Без них не обходились ни взрослые, ни дети.
Здесь, кстати, загадку вам загадаю:
Ножек он не имеет,
Он с одной ручкой,
А грибы собирает
С бабкой и внучкой.
А это висят лапти, сплетенные из полосся. Есть такое выражение “верч полосся” -- это кора липы и лозы, скрученная цифрой “восемь”. Лапти долгое время служили крестьянам основным видом обуви. Лапти имели не только практическое применение. Очень часто они становились атрибутом определенных обрядов, причем магическими качествами обладали старые, уже изношенные лапти.
В качестве оберегов от нечистой силы и “злого” глаза лапти вывешивали на сараях, заборах, около огородов, на воротах.
Присутствие лаптей в курятнике должна была увеличить количество снесенных яиц, обезопасить кур от сглаза и болезней.
Категорически запрещалось плести лапти в течение Рождества, иначе в семье родится “кривой” ребенок.
А еще примечали, если лапти рвутся спереди -- беда впереди, когда они износились, стоптались сзади, по пятам-беда прошла. Говорили: если в лаптях часто развязываются оборы, знай, что тебя кто-то очень любит и скучает по тебе.
В народе знали: чтобы день прошел успешно, сначала обували правый лапоть, а потом левый.
Это ночевки. Предназначались для стирки белья, приготовления рубленой капусты (которую затем ссыпали в бочки). Делали из деревянного чурбана (осины, липы), колотого пополам; емкость выдалбливали стамеской, стенки и дно изнутри сглаживал скоблей, резцом. Небольшие корыта для очистки зерна называются ополушки.
Деревянная колодка с ручкой, которую вы видите, называется в народе прачом. Она служила для хозяйки своеобразной стиральной машиной. Им мяли (отбивали белье), выбивали льняное семя со снопов.
Ступа служит для обработки зерен крупы. Делали ее из твердого дерева-дуба или граба. Отпиливали от граба изрядный чурбан и выдалбливали в нем конусообразную выемку. В эту выемку засыпали сухое зерно, немного наливали воды, чтобы лучше отставала шелуха. Зерно в ступе толкли вручную товкачиками, деревянными качалками с полукруглыми концами. В почете была ступа перед рождеством, когда толкли ячменную крупу в сочельник, на торжественный ужин. В больших семьях бывало, девушки становились вокруг ступы одна напротив другой и слаженно толкли в два товкача и работа шла быстрей, и веселее было на душе. Здесь и загадка вам:
Им не нужна танцплощадка,
Как и мы около дамрады
И в дубовой ступе ловко
Прыгают снова близнецы.
Крестьянскую избу нельзя представить без печи. Она считается душой дома. Существует выражение: “Плясать от печи”, которое точно определяет центральное место в доме. Вокруг печи были распределены домашние атрибуты: веник, вилы, кочерга.
К печи всегда относились с большим уважением и вниманием: на печи отдыхали, она согревала и лечила, на ней зарождалась новая жизнь, на ней ждали своей кончины...
Структурные части печи: подпечек, устье, заслонка, труба. Подпечек символизирует прошлое, устье, заслонка -- день сегодняшний, труба -- будущее.
“Хлопотать около печи” -- исключительно женское занятие. Поддержание пламени и приготовление пищи издревле было делом женщины.
Печь -- хранительница пламени, той положительной энергии, которая символизирует жизнь в доме и благополучие.
Чтобы сохранить прибыль и благополучие в семье, нельзя отдавать угольки со своей печки, а переезжая в новый дом нужно было обязательно забрать их и перенести в новую.
Если в доме кто-то умирал, запрещалось три дня разжигать печь.
Значительное количество семейных ритуалов выполнялась при участии печи.
Во время помолвки девушка залезала на печь и слазила из нее только в том случае, если семья давала согласие на свадьбу.
Считалось, что дорога будет неудачной, если перед выходом из дома не закрыть печь. Печь всегда должна быть закрытой.
Пока в печи хлеб, на нее нельзя залазить и сидеть на ней.
Печь была достоверным информатором для людей:
- С печи (выпал) “прыгнул” уголёк -- жди злобного гостя;
- В печи что-то “ухае” -- кто-то пойдет из дома;
- Внезапно выпали кирпичи -- к смерти кого-нибудь из женщин семьи или рода.
Не каждый печник мог сложить хорошую печь, а только тот, кто знал определенную информацию и имел профессиональные навыки, которые передавались от деда внукам и хранились в тайне.
Например, печь нужно закладывать в новый месяц и обязательно в полнолуние.
Самое уютное и красиво отделанное место в доме -- красный угол (покуть). Вверху, под самым потолком, висят иконы с изображениями Иисуса Христа и святых. Они молчаливой молитвой освящают дом и жизнь людей в этом доме.
Покуть красиво украшается. На иконы вешают образцовые полотенца -- набожники. Зимой здесь находятся ветки освященной вербы. За иконами держат бутылочку со святой водой -- лекарством от различных болезней.
Красный угол в доме - это самое уютное и красиво отделанное место, в котором под потолком группировались представители небесного царства.
Она (покуть) выполняла важную роль в повседневных обычаях и обрядах. На углу развешивались иконы, украшеные узорными ручниками (набожниками), пучки освещенных житних колосков и трав, к потолку подвешивался паук.
Хозяин дома сидел на самом почетном месте - в красном углу, под иконами. Если в семье не было отца, его место занимал старший женатый сын. Когда он был еще не женат, то лидерство в семье принадлежала матери.
Строго следили за тем, чтобы за столом одновременно не сидело тринадцать человек.
Самое почетное место - в красном углу, во время свадебного обряда всегда принадлежало жениху и невесте. Рядом с ними садились самые близкие друзья: шафер и шаферка, предводитель, крестные родители. Каждое крыло свадебного стола заполняли молодежь и близкие родственники в соответствии с их возрастом: чем моложе гости, тем они были ближе к молодым, а чем старше -- тем дальше от красного угла, ближе к порогу, к зоне будущей встречи с предками.
Во время похоронного обряда в красном углу ставили рюмку и прибор для покойного, около него садились самые старшие, далее -- моложе. Дети и молодежь, которая не создала своей семьи, за траурный стол вообще не допускалась.
Стол считается предметом особого почитания. Он был обязательно высокий, стоял в красном углу и являлся неотъемлемой частью дома, ее центром. Такая почесть к столу следовала из того, что он был непосредственным участником многих ритуалов и обрядов. Стол сравнивается с Божественным престолом, а потому вести себя за столом нужно было, как в церкви.
Стол должен быть обязательно застеленный скатертью.
На столе не должны находиться посторонние вещи, особенно это касалось ножа, денег, шапки, сумки.
Самым лучшим знаком добросвета и богатства в доме служил хлеб на столе: “Хлеб на стол, так и стол -- престол, а хлеба ни ломтя -- так и стол пустой”.
У каждого члена семьи было свое место за столом, точно определено его семейными, социальными и возрастными показателями. Хозяин (глава семьи) сидел на самом почетном месте в красном углу, под иконами . Но он сидел чуть в отдалении от красного угла, как бы оставляя место для Бога. Если в семье не было отца, эстафету принимал старший женатый сын. Если сын не был еще женат, “верх” принадлежал матери. Обеими руками от хозяина садились старшие мужчины, а за ними-младшие, потом женщины. Хозяйка, та, что готовила еду, иногда совсем не садилась за стол, а питалась стоя или после того, как поест вся семья. Женщина могла занимать самое почетное место за столом только в исключительном случае, когда ее избирали крестной матерью на крестинах или на свадьбе своего крестника.
Пристально следили за тем, чтобы никто не стучал по столу. Считали, что стол - это “ладонь Бога”, протянутая людям”. Говорили: “Не бей по столу, ибо стол -- Божественная ладонь”.
Из-за стола выходить не спешили. Когда выходили из-за стола, обязательно благодарили Бога. Если признательность звучала в сторону хозяев, они стремились как можно скорее переадресовать ее Небесам.
Когда приходили сваты, сваха обвязывала ножки стола поясом, чтобы “свадьба завязалась”. Перед тем, как отправиться в храм, жених и невеста должны были трижды обойти стол (а в храме молодые будут трижды обходит престол). За столом делили свадебный каравай. Известен такой обычай: невеста, когда выходила из дома, тянула за собой стол, чтобы подруга тоже быстро вышла замуж.
Существует такая примета: если девушка в разговоре с парнем обопрется (присядет) на стол, она никогда не выйдет замуж.
Чтобы в доме всегда были мир и взаимопонимание, чтобы вы никогда не ссорились со своими гостями, на стол, который вы начинаете сервировать, прежде всего положите буханку не начатого хлеба и только затем ставьте приготовленные блюда.
Почти все девушки хорошо вышивали. В каждой местности вышивка была неповторимой, колоритной. Об этом свидетельствуют рубашки, вышитые по воротнику, фартуки, полотенца, настольницы, кружева. Все это и много другого лежала в сундуке.
Широкий, высокий, кованый сундук
Вокруг обрисован, с щеколдой из стали,
Не стыдно такому и на панский хутор,
Сундук не закрытый, потому что у нас не воровали.
В благоухающем сундуке весомо все лежало,
Что сама бабушка работой рук купила.
Будто аромат с поля пронесло возле дома,
Так запахло лугом, чабором и мятой.
Лоханку когда-то ласково называли хлебницей. В ней расчиняли и заквашвали тесто, из которого пекли ароматный хлеб. Делали лоханку обычно из дубовых клепок. В интерьере крестьянской избы деже отводили почетное место: ставили в красном углу под иконами, накрывали “полотенцем-набожником”.
Дежа считается символом богатства, добробыту и здоровья, а также продолжения жизни на земле. Действия хозяйки, когда она опускала в лоханку раствора и выпекала хлеб сравнивали с рождением новой жизни, а как “растет” тесто, так “спор” (успех, благополучие) будет “расти в доме”.
В связи с этим кадку использовали в семейно-родовых и календарных обрядах.
Посадить невесту “на престол” означало не что иное , как посадить невесту на лоханку, покрытою кожухом. Обязательным условием этого обряда было целомудрие невесты. Считалось, если “нечистая” невеста сядет на лоханку, то оскорбит ее и будет казнена вся семья: несколько лет не будет родить хлеб, вестись животные, рождаться дети.
Этот обряд могли исполнять в разное время: невесту сажали на кадку, когда расплетали косы, когда одевали вуаль, при встрече в воскресенье после венчания, во вторник после первой брачной ночи (в Здитове, когда надевали вуаль).
Во время новоселья первым в дом пускали кошку, петуха, а потом вносили лоханку. Хозяин нес кадку с рощиной и просил Бога, чтобы в новом доме никогда не сводился хлеб.
Когда покупали лоханку, нужно было различать, “мужскую” и “женскую” лоханку, приобретая, безусловно, женскую. Для этого считали клепки: четное количество называлось “диж”, нечетно -- “дежа”.
Дежа, которая считалась основным атрибутом женщины, была наделена чертами человека.
Согласно поверьям, дежа любит теплое место, не терпит шума, суеты, по ней нельзя стучать, ставить на землю, она страшится “злого глаза”. В противном случае тесто не вырастет и хлеб не получится.
Не принято одалживать лоханку. Считалось, что тот, кто даст свою лоханку, навсегда попрощается с семейным счастьем, прибылью, благосостоянием, его дочери не выйдут замуж, а сыновья не женятся.
Лоханку не мыли, скребли, чтобы в ее щелях всегда, оставалось немного теста. Это для того, чтобы хлеб в доме никогда не закончился.
Садиться или вставать на лоханку разрешалось только в исключительных случаях и при условии ритуальной “чистоты”, например, девственной невесте или малому ребенку во время первого пострига, которое выполняли ровно в год.
Выбрасывать лоханку строго запрещалось. Ее использовали для хранения пирогов, печенья и др.
А это коляска или люлька. Коляска (люлька) -- место, где находится ребенок почти все время в первый год после рождения. Коляска могла быть помещена на полу, могла быть закреплена за потолок, ее изготавливали из дерева, полотна, плели из лозы или соломы, придавали ей самые разнообразные формы:
Запрещалось делать коляску до рождения первого ребенка, так как считалось, что ребенок умрет.
Коляску мастерили из лозы, потому что она быстро растет, чтобы так же быстро рос и ребенок.
В коляску клали вещи-обереги: крестик, четверговую соль, красную ленту.
В доме коляску ставили ближе к печи, головой к порогу. Категорически запрещалось, чтобы на коляску попадал лунный свет.
Нельзя качать пустую коляску, качать вдвоем, потому что ребенок будет плохо по ночам спать.
Люльку подвешивали на четырех почепках (веревках) к потолку или бальке, чаще -- к жерди, которая одним концом запихивалась за балку. Для удобства колыхания к колыбели крепили веревку (можно было покачивать ногой или на расстоянии).
Неизвестно, знали ли наши предки о египетских пирамидах, но практически в каждом доме была своя “египетская пирамида”, а иногда и не одна-пирамида из подушек. Каждое утро хозяйка заправляла кровать и составляла подушки по размеру: от самой большой до самой малой. Количество подушек могло быть разным: от трех до двенадцати и более.
В отношении подушки -- обычной домашней вещи -- у славян были разработаны так называемые золотые правила. Но самым главным было следующее: на подушке категорически запрещалось сидеть, иначе “отсидим” свой ум, потеряем счастье, взаимопонимание с другими людьми, потеряешь свою долю и др.
Но как только подушка попадала в поле действия семейных обрядов, к ней относились, придерживаясь других требований.
Из-под головы умирающего человека вытаскивали обычную подушку и подкладывали специально подготовленную, в которую напихивали солому.
Считалось, что куриное перье “не дает умереть”. Могли положить в нее листья или прутья из веника, а также волосы, ногти, которые собирались на протяжении всей жизни умирающего человека.
После того как разделили каравай, невесту могли посадить на пуховую подушку. Потом на эту же подушку садились те девушки, которые по разным причинам долгое время не могли выйти замуж.
Если человек не мог долго заснуть, советовали перевернуть подушку
Каждая деревенская девушка должна была уметь ткать и прясть. В нашем музейном уголке есть некоторые орудия труда: пряслице, веретено, бёрда, сукало, цевка, челнок, ручейка, прялка.
Нелегким была жизнь крестьян, но когда самая тяжелая работа по хозяйству заканчивалась и наступали длинные осенние и зимние вечера, собирались девушки и молодые женщины в одном доме с деревенской работой на посиделки. Пряли, пели песни о своей доле-беде, о любви. Приходили на посиделки и парни. Начинались шутки, игры, танцы.